Пилот, как раз, по схеме лететь обязан, но указания диспетчера имеют приоритет и он всегда может дать указание по схеме не следовать. Что часто и делает.
Первая точка на схеме - она по высоте, вторая вроде-бы по радиалу 132 от привода челобитьево (BP - бритиш петролеум), то-есть фиксированная. Привод находится вот тут
https://maps.google.com/maps?q=55.9,...60067&t=h&z=11
А точка отворота на радиале 132 вот тут
https://maps.google.com/maps?q=56.00...54297&t=h&z=13
После чего начинается отворот на курс 248 на бужарово (AR) и далее, в зависимости от того, куда лететь - это может быть бужарово-карманово (при вылетах на север), obelu или belag на старицу (это если в питер или к финикам, реже через эту трассу к другим скандинавам), дедум или ивановское (при вылетах на юг)
Но надо понимать, как работают "мозги" бортового компьютера. Если точка явно не помечена, как overlfy (для Аэробуса), у Боинга нет прямо такой опции, у него логика чуть другая, то машинка начнет считать разворот так, чтобы попасть в следующую точку, то-есть она отвернет раньше (у Боинга - если точка не рядом с заданной - то тоже) и траектория пройдет до Дмитровки.
Вот другое дело, что если при вылетах используется полоса 07R (собственно, почему летали через Дмитровку) - там схемы другие, они изменены, чтобы обеспечить псевдопараллельные полеты с двух полос (одновременные все равно не делают из-за близости полос) - это 07E и схема там вытянута дальше и пеленг там уже 180 от BP.
И находится вот тут
https://maps.google.com/maps?q=56.01...60067&t=h&z=12
То-есть далеко за Дмитровкой
Нужно это вот зачем: при заходе на посадку если вдруг самолет захочет уйти на 2й круг, мало ли что, чтобы самолеты оказались как можно дальше друг от друга.
Так что объяснение, почему летают над головой, очень простое - используют для взлета 07L, а когда 07R - то летают далеко. Ну и диспетчер может менять указания.